Тормозная система автомобиля – это совокупность механизмов, необходимых для контроля и управления скоростью транспорта, его остановки или удержания на месте. Поэтому знать её устройство нужно каждому владельцу транспортного средства. Это не менее важный механизм, чем рулевое управление или, к примеру, двигатель.
Типы тормозной системы в машине
На машинах может быть четыре разных типа тормозов, которые отличаются друг от друга принципом действия. Одни из них уже практически не используется, а другие, наоборот, находятся в приоритете. Так, в автомобилях могут быть следующие тормоза:
- Пневматические;
- Ленточные;
- Гидравлические;
- Механические.
Ленточные механизмы сейчас не используются. Они были встроены в самые первые автомобили. Такие конструкции для торможения характеризуются достаточно малой эффективностью и вынуждают водителя прилагать серьёзные усилия для остановки транспорта.
Из чего состоит тормозная система машины
Независимо от типа тормозов, в современных автомобилях встроено сразу три типа тормозных систем:
- Первый – рабочий тип. Он позволяет управлять и при необходимости снижать скорость машины, в том числе останавливать её.
- Второй тип – это запасной (или вспомогательный). Они применяются в случае поломки предыдущей. Принцип его работы аналогичен рабочему типу.
- И третий тип – это стояночный. Он разработан специально для удержания транспорта на одном месте в течение долгого времени.
Любая тормозная машинная система состоит из двух основных групп механизмов – приводные и непосредственно тормозящие. Строение обеих групп включает в себя такие детали:
- Колесный цилиндр;
- Тросовый привод;
- Педаль;
- Мастер-цилиндр;
- Рукоятки и рычаги;
- Тормозные диски;
- Суппорт;
- Вакуумный усилитель и т.д.
Принцип работы машинных тормозов
Рассмотрим принцип работы тормозов на примере самого распространенного типа – гидравлического:
- Водитель нажимает на педаль, что приводит к увеличению давления в системе. Эта сила передаётся основному цилиндру. Дополнительно в работу включается и усилитель;
- Тормозная жидкость, находясь под давлением, передвигается по трубам до колёсных цилиндров;
- Затем активируются колёсные поршни: колодки соприкасаются с дисками/барабанами для торможения. Машина начинает постепенно останавливаться.
Чем сильнее водитель будет нажимать на педаль, тем быстрее сработают тормоза.
Частые неисправности автомобильных тормозных систем
Автовладельцы могут столкнуться с такими неисправностями в тормозах:
- Изменение движения машины при остановке. Другими словами, при торможении автомобиль словно «уносит» в другую сторону;
- Скрипят тормоза. Это может свидетельствовать о проблемах с колодками, суппортами или дисками;
- Увеличение свободного хода педали;
- Ещё одна проблема, связанная с педалями – это её «проваливание» или, наоборот, заедание;
- Появление сильных вибраций при торможении;
- Истирание колодок.
Говоря о безопасности вождения нельзя не уделить внимание тормозам. Исправно работающая машинная система торможения – это один из ключевых параметров качества автомобиля.